Самая редкая кровь в мире — кровь с нулевым резус-фактором (Rh null, так называемая "золотая кровь"). Согласно статистике, такой кровью обладает примерно один человек из шести миллионов, число зарегистрированных случаев — около 50 человек во всем мире.

Ученые работают над тем, чтобы вырастить ее в лаборатории и получить "универсальную кровь", которую можно использовать для переливаний в экстренных случаях.

Из-за редкости Rh null ее обладателям рекомендуют замораживать собственную кровь для длительного хранения — в противном случае шанс на переливание крайне низок, пишет BBC. Но это не единственный повод создавать такую кровь искусственным путем.

Что особенного в "золотой крови"

"Золотая кровь" потенциально может быть перелита большинству людей со всеми вариантами групп крови. В экстренных ситуациях такая кровь снижает риск иммунной реакции.

Но это не все: ученые знают уже десятки систем и сотни антигенов. Поэтому даже O-отрицательная кровь, которую часто считают универсальной, не всегда подходит всем. В "золотой крови" Rh null нет ни одного резус-антигена — именно поэтому она невероятно редкая и особенно ценная.

"Если вам перельют донорскую кровь, содержащую антигены, отличные от вашей собственной, у вас выработаются антитела к этой крови, которые начнут ее атаковать. Если вам перельют эту кровь еще раз, это может быть опасно для жизни", — говорит профессор клеточной биологии Бристольского университета Эш Той.

Что делают ученые

По этой причине ученые по всему миру ищут способы воссоздать "золотую кровь". В исследовании 2018 года специалисты из Бристольского университета воссоздали Rh null в лаборатории, применив редактирование генов. Этот метод строго регулируется, поэтому необходимо пройти множество клинических испытаний, прежде чем такая кровь станет доступна для пациентов.

В 2021 году ученые из США также использовали технологию редактирования генов для создания редких групп крови из стволовых клеток. Похожие исследования проводятся в Канаде и Испании. BBC отмечает, что создание искусственной крови в масштабах, позволяющих использовать ее для пациентов, пока остается отдаленной перспективой.

Эш Той также руководит первым в мире клиническим исследованием безопасности введения здоровым добровольцам искусственных эритроцитов. В этой крови гены не редактировали — но даже в этом случае на подготовку исследований с добровольцами ушло десять лет.

"На данный момент забор крови из руки человека является гораздо более эффективным и экономичным способом, поэтому в обозримом будущем нам по-прежнему будут нужны доноры крови. Но было бы действительно замечательно иметь возможность вырастить больше крови для людей с редкими группами крови, у которых мало доноров", — резюмирует Той.

19 Dec 2025

Медицинские истории ещё..

Телеканал Дождь


* * *

Краткий курс фармакологии и токсикодинамики

Довелось прослушать интересную, лапе[тух]ную лекцию по токсикодинамике. Зашёл в ветеринарную аптеку за лекарством для кошки. Высмотрел нужное, но захотел кое-что о нём уточнить. Спрашиваю у барышни-фармацевта, юной, очень симпатичной и улыбчивой: а какой там, мол, механизм токсического действия? Ответила она бесподобно:

— Ну, ты, короче, прикинь... ой, извините. Ну, смотрите: вот оно действует на блох там разных, ну, на других всяких сикорашек, ну, как их... Короче, как бы сигнал им посылает такой, что пора бы им того. .. ну, ты понял! Ой, извините. Ну и всё, тут и пипец им, короче.

* * *

Знакомый врач рассказывал. Пришел пациент на прием.

— Чем лечили простуду?

— Дышал над макаронами.

— Хм... обычно же над картошкой дышать нужно, нет?

— Картошка закончилась, были только макароны.

* * *

В Бразилии 19-летняя мать родила двойню от разных отцов

В бразильском штате Гояс врачи зафиксировали один из самых редких сценариев беременности — гетеропатернальную суперфекундацию, когда у двойняшек общая мать, но разные биологические отцы. История произошла в городе Минейрос и, по оценке медиков, стала лишь двадцатым официально описанным

* * *

Надо было менять права. А до того что? Правильно, водительская комиссия. А до того принудительная диспансеризация. Это было нечто, но я горжусь собой, я не покалечила жертву болонской системы в белом халате, бодро заполнявшую мою карточку и делавшую идиотские назначения. Оно уже и так покалеченное, а мне главное – комиссию пройти, так уговаривала я себя в процессе нахождения в кабинете.

После комиссии (кстати, у меня зрение улучшилось за те 10 лет, что я не проходила комиссию эту) я на эмоциях поделилась впечатлениями с одной молодой парой. Врач, говорю, на меня даже и не посмотрел. Ребята засмеялись и рассказали историю, как они проходили с двумя дочками врачебную комиссию, одна дочка шла в сад, другая в школу. И вот сидит тот педиатр, карточки заполняет, анализы смотрит, а перед ним сидят две прелестные малышки, в платьишках и с огромными бантами. Старшую зовут Александра (важно). И в какой-то момент доктор, не поднимая головы, спрашивает: а у мальчика оба яичка опустились?

Они даже половую принадлежность не могут определить, подытожил отец девочек, а ты хочешь, чтоб они старушку рассматривали.

Медицинские истории ещё..

© анекдотов.net, 1997 - 2025