Тунеядцы и трутни: что делать с теми, кто ест, но не работает?
В любом устоявшемся сообществе — будь то человеческое государство или пчелиный улей — рано или поздно встает вопрос о тех, кто пользуется общими благами, но не приносит видимой пользы.
В России власти всерьез взялись за граждан, которых в народе прозвали "тунеядцами" — тех, у кого нет официальной работы, но чей образ жизни явно говорит о наличии доходов. И пока чиновники ищут на них управу, ученые подсказали неожиданное решение для аналогичной проблемы в мире пчел.
Оказывается, природа и государство действуют по очень похожим схемам.
Власти все чаще говорят о социальной справедливости. Как получается, что один человек исправно платит налоги с каждой копейки, а другой живет припеваючи, не числясь нигде и крутит дули фискальным и правоохранительным органам?
Чтобы эффективно и безошибочно выявлять таких граждан, налоговая служба эволюционировала от некоторого подобия бухгалтерского ведомства — она превратилась в мощный аналитический центр. Не зря Мишустин и на коне и в седле и на гребне волны.
Представьте себе: у человека нет работы, но он покупает новую квартиру, машину, активно платит картой в ресторанах и магазинах. Само собой, потом выясняется, что ему регулярно приходят переводы от лиц и частных и юридических. Для ФНС такая схема действий — повод насторожиться и начать внимательно изучать и отслеживать все действия таких"членов"общества по ряду параметров. Служба смотрит не только на банковские операции, но и на данные о недвижимости, автомобилях, на активность в соцсетях, где некто может рекламировать свои услуги без всякой регистрации. А также дотошно анализирует профили граждан на различных ресурсах.
Любопытно, что в пчелиной семье существует своя, отлаженная тысячелетиями, система работы с бездельниками.
Это трутни — пчелы-мужчины. Их роль в улье почетна, но ограничена: осеменить матку. Всю остальную работу — добычу меда, защиту, кормление личинок и уборку — выполняют рабочие пчелы. Трутни же только едят, гадят, а спариваются — единожды. Причем потребляют втрое больше меда, чем трудяги. И вместо жала у них внушительного размера половой орган.
Порой содержать армию таких "нахлебников" — роскошь для улья. Поэтому, когда их становится слишком много, пчелы и сами пасечники без лишних сантиментов избавляются от лишних ртов.
Долгое время трутневый расплод считался просто отходами пчеловодства. Но российские ученые нашли способ превратить эту обузу в ценность.
Как извлечь пользу из нахлебников и балдыпинателей? Здесь-то и проявляется удивительная параллель между двумя цивилизациями: пчелиной и человечьей.
И государство, и природа (а вместе с ней и учёные) стремятся не просто решить проблему, а ещё иметь в процессе — и прок и пользу.
Что предлагается людям-"трутням"? Власти дают им шанс легализоваться. Можно встать на учет как самозанятый и платить небольшие проценты с доходов, оформить ИП или просто подать налоговую декларацию. Это разумная траектория к тому, чтобы перестать скрываться и начать жить в правовом поле.
С пчелами "тунеядцами", конечно, все иначе, но почти с тем же смыслом и результатом.
Ученые из Пироговского университета придумали, как перерабатывать личинок трутней в ценнейшее сырье. Их измельчают, получают экстракт и превращают в желто-коричневый порошок, который является мощным биостимулятором. Он помогает восстанавливать и наращивать мышечную массу у человека. Так пчелиный бездельник, ослабляющий при жизни пчелиную семью, после своей "переработки" приносит реальную пользу.
Выходит так, что любая система в любом случае — стремится к равновесию, балансу и целесообразности. Будь то высокотехнологичные цифровые технологии и работа с Big data налоговой службы, широким бреднем гребущей неплательщиков. Или инновационная биолаборатория, превращающая отходы от работы с пасекой в естественный стимулятор. Цель одна — принудить работать или делиться ресурсом даже тех, кто привык и умеет жить за чужой счет.
И если у людей еще есть выбор — легализоваться или рискнуть, продолжать скрываться — ждать на свою задницу приключений, то у трутней его нет. Их судьба — из обузы превратиться в ценное сырье, даровавшее новую жизнь и энергию уже кому-то другому.
Может, это и есть высшая форма социальной, вернее, биосоциальной, справедливости?
| 6 Dec 2025 | Арсений ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
| - вверх - | << | Д А Л Е Е! | >> | 15 сразу |
Попалось мне тут американское пособие по лингвострановедению России.
Лингвострановедение — такая дисциплина для продвинутых студентов, которые уже хорошо усвоили грамматику и все остальное, и теперь им надо разобраться, не как говорят, а что имеют ввиду
Вот семь ключевых особенностей нашей с вами речи, по мнению авторов книги
1. Русские постоянно используют в речи огромное количество сарказма и черного юмора, не нужно воспринимать всё, что они говорят, буквально
2. Русские со школы очень хорошо знают свою классическую литературу и часто цитируют её произведения в бытовой речи
3. Русские часто используют в речи мат не для оскорбления, а для связности или экспрессии
4. Русские широко используют в речи тюремный сленг (так называемый блатной жаргон). Даже люди, никак не связанные с тюремной культурой
5. Оскорбления в русской речи часто используются не для оскорбления, а чтобы показать расположение и приязнь (привет, старый черт, ну здорово, козлина — не конфликт, а разговор близких друзей)
6. Речь наполнена бытовым пессимизмом и жалобами, но это не значит, что люди на самом деле так думают всё время ждут худшего, это просто часть коммуникативной культуры
7. Часто ругают свою страну и правительство, но это не значит, что они все в оппозиции, это тоже не более, чем особенность коммуникации
Согласны? Узнали себя?
Во дворе, окружённом пятиэтажными домами, около временно размещённых на газоне новых скамеек, стоит старушка.
Увидев проходящих мимо двоих парней, старушка обратилась к ним:
— Молодые люди, помогите, пожалуйста, отнесите скамейку к моему подъезду.
Парни взяли скамейку в руки, и один из них с усмешкой говорит:
— Бабуль, просьба будет, когда отнесём скамейку, вы с неё отпечатки наших пальцев сотрите, пожалуйста.
В 90-е годы работал я в одной небедной конторе. Занимала она половину первого этажа 9-этажного дома. Генеральный директор, бывший комсомольский работник, воспитанный на коммунистических идеалах, решил сделать соседям доброе дело. Он (не сам, конечно, а фирма) взял под опеку всех стариков этого дома. Сделал ремонт в подъездах, установил стальные двери (в
Атака на будущее или "разделяй и властвуй".
Эк, внесу и свои 5 копеек в раскрученную тему "долинской схемы".
Вот только кажется мне, что эта тема куда как пошире будет, чем с первого взгляда кажется.
Сами посудите — эта тема сейчас раскручивается мощнее, чем тема какого-нибудь "МММ-2010" (хотя уж там было что пообсуждать: как-никак

